Главная страница |
В настоящей статье речь пойдёт всего о трёх частицах, очень часто встречающихся в речи младшего студенчества (первый – третий курсы), молодых людей со средним специальным образованием, а также уличной шпаны. Материалом для данной статьи стали высказывания в основном первой группы, конкретнее – футболистов и футбольных фанатов. Практически все они неспособны к построению многоэтажных конструкций из слов, значений которых не понимают, поэтому применение ими сленговых оборотов принимает зачастую весьма специфический оттенок. Чтобы в дальнейшем не утомлять читателей неблагозвучными словами, перечислим объекты нашего исследования сразу и введём обозначения для них:
Ранее они были названы частицами, хотя номинально они являются совершенно различными частями речи. Но это оправдано: у обозначенной выше категории жителей в большинстве случаев все они являются именно частицами или междометиями. Например, в обращении «Эй ты, < x >, а ну иди сюда!» совершенно безразлично, что ставить вместо x (это символ «икс», а не самостоятельный оборот) - <1> или <2>. Хотя, безусловно, выражение <3> тут неуместно, ибо придаст фразе совершенно иной смысл.
Как уже было замечено, большинство испытуемых из вышеобозначенной категории оказались неспособны строить филигранные многоэтажные конструкции с применением корней, задействованных в объектах <1>, <2> и <3>. Кроме того, как показывают результаты исследований, они имеют весьма слабое представление о пунктуации русского языка, а также о его выразительных средствах. Тем не менее, они, не смотря ни на что, являются носителями языка, на котором разговаривали Лермонтов, Толстой, Гоголь и Чехов. И подсознательное понимание этого факта постоянно грызёт их подкорку, когда они говорят. Привыкнув, что великий и могучий русский язык способен выразить всё, что угодно – от фраз из джентльменского набора «для обмена любезностями» до способов взятия криволинейных интегралов - они и стремятся облачить в слова все свои мысли и эмоции, хотя в некоторых случаях лучше было бы промолчать. В частности, в пунктуации существует такое понятие, как авторская запятая – это запятая, которой не должно быть по правилам грамматики, но которая уместна по интонации (интонационная запятая) или по смыслу. В речи она выделяется паузой. Наши же испытуемые этого, разумеется, не знают. Поэтому, когда в очередном устном «шедевре» намечается именно такая интонационная или смысловая пауза, они стремятся её чем-нибудь заполнить, выбирая для этого в большинстве случаев <1> или <2>, в зависимости от ситуации. Сравните, например, выражения, вариации которых часто можно услышать после успешного решения очередной физико-энергетической проблемы: 1. «Я <небольшая пауза, после которой речь идёт более воодушевлённая> восхищён!» 2. «Я, <1>, восхищён, <2>!» Как нетрудно заметить, в данном случае смысл не изменится, если поменять местами <1> и <2>. Кроме того, здесь мы наблюдаем интересное явление: в примере №2 частица <1> обозначает в речи запятую, а <2> - восклицательный знак. Иными словами, этот пример можно переписать в «телеграммном» стиле как 3. «Я зпт восхищён вскл зн» Для простоты изложения мы не будем здесь разбирать случаи самостоятельного употребления этих частиц, когда они несут уже совершенно другую – не грамматическую, а эмоциональную - нагрузку. 4. «Я так восхищён, что прямо сказать больше нечего!» 5. «Я, <1>, восхищён, просто <3> [какой-то]! » Выражение в квадратных скобках во втором примере легко может быть опущено, и тогда <3> оказывается в конце предложения, как и надлежит восклицательному знаку или точке. Здесь частица <3> имеет примерно такой же смысл, как и латинское выражение « Dixi » - «Я [всё] сказал [, мне нечего больше добавить]». И действительно, по накалу эмоций футбольные матчи никак не уступают заседаниям в римском Сенате. Итак, сформулируем главные выводы: Частицы <1>, <2> и <3> используются для заполнения «пустот» в устной речи, которым в речи письменной соответствуют знаки препинания, в частности – запятые (смысловые или интонационные – только частицы <1> и <2>), точки и восклицательные знаки. Все три частицы могут использоваться для усиления, выражения сильного чувства, играя роль восклицательного знака в конце предложения. Также следует отметить ещё раз, что все три частицы имеют очень много вариантов самостоятельного употребления, но эти случаи выходят за рамки данной статьи. |