Главная страница

Начальник как миф

 

Кому из нас не доводилось иметь дело с бюрократией? Кто не отстаивал длинные очереди ради подписи или печати на документы, ради оформления договоров, ради получения банальной справки, удостоверяющей, что «предъявляющий сие Вася Пупкин есть Вася Пупкин»?

Бюрократия, увы, есть неотъемлемая часть нашей жизни. И отнюдь не лучшая. Чувствуя это, она иногда стремится как бы отстраниться от нас, исчезнуть из поля нашего обозрения. Яркий тому пример – поведение начальников, которым документы практически всегда приходится оставлять на подпись .

Действительно, схема очень простая. Вы приходите к секретарю, оставляете соответствующую бумажку в соответствующем лотке, и через некоторое время (от нескольких часов до нескольких дней) приходите за уже подписанным документом. Ни вы не видите начальника, ни он вас.

И возникает вопрос: а существует ли начальник на самом деле? Может, дверь в его кабинет в кабинете секретаря – не более чем декорация, за которой – сплошная стена? В самом деле, многие ли из нас видели начальников вживую ?

Конечно, кто-то кого-то видел обязательно. Но, как показывает практика, можно месяцами и даже годами работать в большом институте, ни разу не встретившись с каким-нибудь, скажем, начальником планово-финансового отдела. Да и надо ли? Для того и существуют секретари, которым можно оставлять на подпись , практически не тратя на это времени.

В такой ситуации секретарь – это Царь и Бог. Фактически, он регулирует информационные и бумажные потоки, стремящиеся утопить начальника. И очень часто получается, что начальник без секретаря обойтись не может, а вот секретари без начальника – вполне.

Первыми это поняли ещё жрецы древнего мира. Например, жрецы Ваала в Вавилоне. «Кабинет» их «начальника» располагался на самом верху Вавилонского Зиккурата (более известного сейчас как Вавилонская Башня) и был настолько великолепен, что кочевавшие поблизости нищие иудейские племена буквально издыхали от зависти и рассказывали детям красивые выдумки о том, как этот зиккурат будет разрушен.

В принципе, «кабинет начальника» на вершине Вавилонской Башни был в какой-то мере открыт для посещения. Но – только в те часы, когда Ваал отсутствовал. В «рабочие» же часы доступ туда был открыт только жрецам – читай, «секретарям». В самом деле, едва ли кого интересовало, существовал ли «начальник» на самом деле. Такой вопрос был бы попросту неприличным в том обществе. Есть внешняя атрибутика – во какой зиккурат отгрохали! Есть «секретари», есть оглашаемые через них решения Ваала – так чего же вам ещё надо?

И, конечно же, все попытки иудейских пророков убедить местную светскую власть в том, что «начальника»-то на самом деле не существует, были не более чем номенклатурной игрой. Игрой, надо сказать не очень успешной, что бы ни писали в Ветхом Завете. Да и могли ли мудрецы из пустыни тягаться в искусстве интриги с опытнейшими жрецами? Оказывается, могли. Но лишь потому, что бюрократический аппарат жрецов оказался слишком громоздким и неповоротливым по сравнению с мобильными мудрецами-одиночками. Однако он оказался и на удивление живучим.

Вавилонский зиккурат в итоге был разрушен при Александре Македонском. Но – и это весьма показательно – разрушен он был при попытке реконструкции. Дело в том, что сложили стометровую башню из кирпича (в той местности это был наиболее доступный стройматериал), и через какое-то время она стала просто-напросто рассыпаться. Её решили перестроить, старую снесли, но на новую уже не хватило сил. Смутные были времена…

Но вернёмся к теме нашего повествования.

Ваал был самым настоящим начальником с крупной «подчинённой» ему бюрократической структурой. Структурой, надо сказать, весьма влиятельной. На каком-то этапе развития сила оной и её способность к самоорганизации оказалась такова, что физическое существование «начальника» попросту перестало играть какую-либо роль. Ошибкой жрецов стало то, что они по старой памяти продолжали утверждать существование физической ипостаси Ваала.

Иудеи в этом плане оказались хитрее, фактически постулировав отсутствие у своего «начальника» физической сущности (хотя в Библии можно найти противоречащие этому утверждению фрагменты – в частности, Лео Таксиль в своей книге «Забавное Евангелие» скрупулёзно проанализировал первоисточник на предмет наличия свидетельств о существовании у Бога различных частей тела). А бесплотному начальнику не нужен «кабинет». И «кабинет» исчез, осталась только «приёмная» - храм.

Проводя параллели между реальными начальниками разных рангов и богами разных религий, можно сделать вывод, что мелкие начальники подобны божествам разнообразных политеистических религий, в которых высшие силы представлялись в виде очеловеченных, конкурирующих между собой существ (на удивление жизненная картина!), а вот начальники покрупнее ближе к богам религий монотеистических.

Немного переформулируем вопрос из первой части: многие ли из нас бывали в кабинете крупного начальника и видели его за работой? Едва ли. Однако двери таких кабинетов видел практически каждый. Не в этом ли кроется ответ? Если есть дверь в кабинет начальника, если есть его секретарь, то нужен ли сам начальник?

Разумеется, нужен! Но – нужен, как некто, по чьему поручению действует секретарь, как некто, чьи подпис и стоят на соответствующих документах… Таким образом, начальник в большинстве случаев нужен как Имя , или брэнд , если выражаться современным языком. А вот как живой человек, сидящий в своём кабинете, он мало кого интересует. В принципе, те же подписи может ставить секретарь или специальная подписывательная машинка, да и принятие решений секретарь вполне может взять на себя (и тогда его действия будут влиять на репутацию покровителя - начальника).

Секретарь может знать правду о начальнике. Остальным же это совершенно необязательно. Фактически, остальным остаётся только верить . В этом смысле современная бюрократия здорово напоминает жреческую организацию.

В самом деле, «храм» у нас уже имеется. У него есть открытая часть – приёмная - и закрытая – собственно кабинет. Закрытая часть «храма» может вообще существовать чисто символически в виде, скажем, фальшивой двери на сплошной стене. Заметим, без всякого ущерба для «верующих»! Имеется уже и аналог иконописи – портреты начальников (правда, в основном самых высших) можно найти в любом «храме». Хотя здесь имеются подвижки – многие крупные бюрократические структуры вывешивают в своих приёмных, а то и холлах, целые «иконостасы» своих бывших и нынешних руководителей.

Немного недоработанной получается ритуальная сторона. Но, может быть, её очень сложно разглядеть из-за бешеного ритма современной жизни? В самом деле, все ритуалы могут сводиться к вежливому постукиванию по «двери» (неважно, настоящей или фальшивой) «закрытой части храма» перед каким-либо действием, которое номинально должен совершать обитающий там начальник (принятие конкретных решений, подписывание документов).

Человечество не стоит на месте. Оно идёт вперёд семимильными шагами, но каждый такой шаг стоит огромных усилий многих и многих высококвалифицированных специалистов. И именно поэтому представляется совершенно непростительно занимать время последних так называемой «бумажной» работой, где они могут быть успешно заменены портретами на стенах и фальшивыми дверьми в несуществующие кабинеты.

Hosted by uCoz